РЕПЕРТУАР АКРАМА ЮСУПОВА

...................................................................................................................................................................................................
 
 

"НЕ ХОЧУ ПОРТИТЬ OTHOШЕНИЯ…"

Клоун выезжает на арену верхом на ишаке. Ишак останавливается, и Юсупов просит шпрехшталмейстера ударить животное, чтобы упрямец двинулся дальше.

Шпрехшталмейстер спрашивает, почему Юсупов сам не может ударить своего ишака?

И следует ответ клоуна:

- Понимаешь, не хочу портить отношения...

 

"ДЕНЬГИ ИЛИ УМ?"

/реприза-загадка/

Юсупов обращался к одному из своих постоянных партнеров, выступавшему на манеже в облике стиляги.

- Скажи, пожалуйста, - простодушно допытывался Акрам, если тебе предложат одну тарелку, полную денег, а другую - ума, то что ты возьмешь?

- Деньги или ум? - переспрашивал стиляга и, чтобы у окружающих не создалось впечатление, что они имеют дело с алчным человеком, расфранченный лоботряс с достоинством отвечал: - Конечно, ум!

- Правильно, - печально заключал Акрам, - у кого чего не хватает, тот то и берет.

 

"ИШ-4-2-Р"

/выходная реприза/

Акрам появлялся в цирке, сидя на ослике, под брюхом которого тарахтел мотоциклетный мотор, а около хвоста был прикреплен номер с надписью "ИШ-4-2-1". Расшифровывая загадочные буквы и цифры, Акрам объяснял:

- "ИШ" - ишак, "4" - четыре ноги, "2" - два уха, "1" - один хвост.

- Где ты приобрел такого оригинального ослика? - интересовались партнеры.

- Это не ослик, - отвечал Акрам, - а сборная машина.

- Почему же сборная?

- А потому, - весело сообщал клоун, - что мотор приобрел в Москве, а корпус - в Ташкенском зоопарке!

 

"ДИПЛОМИРОВАННЬЙ ОСЕЛ"

Акрам выводил на манеж осла в очках и с портфелем на шее. Останавливался с ним в центре арены.

- Акрамджан, - удивленно взирали партнеры на осла, - что за странный маскарад?

- Мой осел, - уважительно отвечал Акрам, - хоть и осел, но дипломированный!

- Ну и что такого? - недоумевали партнеры.

- Как, - поражался клоун их неосведомленности, - разве не знаете? Когда осел с дипломом, к нему совсем другое отношение!

И, раскланявшись с подчеркнутой почтительностью, клоун уводил ученого осла с манежа.

 

"КОЛХОЗНЫЙ ШАШЛЫК"

По манежу торжественно шел Акрам и вел за собой на веревке барана. Партнеры спрашивали:

- Акрамчик, что случилось?

- Я стал чабаном, - с достоинством отвечал Юсупов.

- Это очень хорошо. А куда барана ведешь?

- В колхоз приехала комиссия, - разъяснял Акрам, - шестой день расследуют пропажу овцы.

- И все же, - настойчиво пытались выяснить партнеры, - куда ты ведешь барана?

- Этот уже шестой, - констатировал Акрам. - Пойдем делать шашлык, - с грустью глядя на барана, оповещал клоун и тащил животное туда, где видимо, заседали изголодавшиеся члены следственной комиссии.

 

"БЮЛЛЕТЕНЬ"

/Гафур Гулям - автор, Н.Байкалов - реж./

На арене выступали канатоходцы Ташкенбаевы. Исполнив ряд трюков, артисты останавливались, чтобы передохнуть. И в эту минуту на манеж выходил Акрам Юсупов.

Сделав несколько шагов по арене, Акрам останавливался и принимался удивленно рассматривать все, что окружало его. А потом, немного освоившись, улыбался. Присмотревшись, заводил неторопливый разговор с ведущим программу:

- Знаете, мне нужен председатель месткома, говорят, он здесь где-то.

Ведущий жестом указывал на мостик под самым куполом, где находились канатоходцы. И дальше разворачивалась цепь комедийных приключений Акрама.

- О-о! А как туда попасть? - Акрам с неподдельным интересом рассматривал веревочную лестницу, по которой поднимались артисты. Затем, поразмыслив, спрашивал:

- А лифт не работает?

Получив отрицательный ответ, Акрам философски заключал:

- Ну ладно, нет, так нет, что делать... - И он начинал ловко взбираться вверх. Оказавшись на мостике, Акрам, удивленно рассматривая группу артистов, восклицал:

- А-а, сколько председателей здесь собралось!

Акрам выяснял, что председатель находится не здесь, а на противоположной стороне каната, на втором мостике. И только он может подписать бюллетень комика и заверить его печатью. Акрам перегибался через перила мостика и с укором говорил ведущему:

- Вы сказали, здесь председатель... Ведущий извинялся за свою ошибку.

- Видали, он ошибся, - апеллировал огорченный Акрам к зрителям. Юсупов пытался спуститься вниз, но артисты уговаривали его перейти на второй мостик по канату:

- Можете добраться вот по этой дорожке.

Акрам с удивлением осматривал канат с одной и другой стороны, заглядывал под него. Его спрашивали:

- Да что вы там ищете. Акрамджан?

- Что, что, - с обидой в голосе произносил клоун. - Дорожку !

- Да вот она! - Артисты вновь указывали на канат.

- Почему такая тонкая дорожка? - возмущался комик. -

Это же трамвайный провод! - И вдруг - с надеждой: - А что, у вас трамвай ходит?

Вместо ответа ему протягивали тяжелый шест, который обычно используют многие эквилибристы на канате, чтобы сохранять равновесие.

- Что, - в голосе клоуна вновь звучали радостные нотки, - нужно держаться за эту палку?

- Да.

- Интересно, - радовался комик, но вдруг обнаружив, что оба конца палки свободно болтаются в воздухе, с ужасом кричал: - А за что же она будет держаться?!

В конце концов Акрам Юсупов ступал на тонкую дорожку. Он шел как-то неловко, боком, как человек, впервые оказавшийся на канате. Но чтобы суметь так пройти, необходимо быть первоклассным эквилибристом.

Акрам сгибался в три погибели под тяжестью длинного шеста. Его взгляд, фигура - все говорило о мытарствах, которые он испытывал. Случайно Акрам делал неверный шаг и оступался. С трудом сохранив равновесие, он уточнял у канатоходцев:

- Что, тут ямки есть, да?

Пройдя еще несколько метров, клоун неожиданно останавливался около тоненького тросика, перекинутого через канат. Это растяжка, служащая для натягивания основного каната. Клоун внимательно разглядывал растяжку и, словно в замешательстве, топтался на месте.

- Акрамджан, что вы там смотрите?

- Эта дорожка куда ведет? - спрашивал он, трогая ногой тоненький тросик.

- Никуда.

- Мне, мне куда идти? - испуганно вскрикивал комик, будто заблудившись в дремучем лесу.

- Прямо!

Акрам не спеша продвигался дальше. Затем вновь останавливался, глядел на мостик, до которого оставалось не так далеко, и радостно смеялся.

- Чему вы смеетесь? - спрашивали канатоходцы.

- Уже немножко осталось, - объяснял Акрам.

Но вот Акрам благополучно добирался до второго мостика.

- Вы председатель? - с неуверенностью спрашивал клоун у одного из артистов.

- Я.

- Мне нужно поставить печать на бюллетень, - облегченно вздохнув, сообщал клоун и принимался искать документ.

Его действия были, как всегда неторопливы, но эмоциональны - то он впадал в полное отчаяние - не мог найти бюллетень, то улыбка озаряла его лицо - нашел! А когда выяснялось, что это не то, Акрам опять впадал в отчаяние и даже начинал сомневаться, а была ли она вообще у него. К счастью Акрама, бюллетень находился, и председатель, подписав его, с сожалением сообщал, что печати у него нет. Она осталась у секретаря, который стоит на первом мостике, а это значит - Акраму придется возвращаться обратно. Теперь клоун продвигался гораздо быстрее.

- Уже привык немножко, - радостно оповещал он зрителей.

Он даже подтрунивал над собой: - Правильно говорят, умная голова ногам покоя не дает!

Дойдя до мостика, Акрам находил секретаря, и теперь уже без всякой волокиты ему ставили печать. Довольный Юсупов удалялся за кулисы, сопровождаемый овацией зрителей.

 

"БОКС"

В самом начале клоунады Юсупов играет рефери абсолютно объективным: он строг и требует точного выполнения правил от боксирующих клоунов. Но постепенно рефери переходит на сторону слабейшего - К.Мусина. Беспристрастность ему изменяет. Он радуется его хорошим ударам, подсказывает ему, огорчается его неудачам, ввязывается в бой и, получив сокрушительный удар, валится на носилки без сознания. Очнувшись, Юсупов видит, что партнер К.Мусина нокаутирован. И тут рефери, как будто ничего не случилось, поддерживая еле стоящего на ногах победителя, поднимает его руку и торжествующе объявляет: "Победил Мусин!"

...................................................................................................................................................................................................

Литература:

Не хочу портить отношения - Иск. Кл. с.108

Бокс - Иск. Кл. Арнольд - Первая встреча с.222-223

Бюллетень - Макаров - Сов. Кл. с.159-163

Дипломированный осел - Макаров - Сов. Кл. с.165

ШИ-4-2-1 - Макаров - Сов. Кл. - с.164

Деньги или ум? - Макаров - Сов. Кл. - с.164-165

 

 

...................................................................................................................................................................................................

Copyright (c) 2011
Webmaster