"НЕ ХОЧУ ПОРТИТЬ OTHOШЕНИЯ…"
Клоун
выезжает на арену верхом на ишаке. Ишак останавливается, и
Юсупов просит шпрехшталмейстера ударить животное, чтобы
упрямец двинулся дальше.
Шпрехшталмейстер спрашивает, почему Юсупов сам не может
ударить своего ишака?
И следует
ответ клоуна:
-
Понимаешь, не хочу портить отношения...
"ДЕНЬГИ ИЛИ УМ?"
/реприза-загадка/
Юсупов
обращался к одному из своих постоянных партнеров,
выступавшему на манеже в облике стиляги.
- Скажи,
пожалуйста, - простодушно допытывался Акрам, если тебе
предложат одну тарелку, полную денег, а другую - ума, то что
ты возьмешь?
- Деньги
или ум? - переспрашивал стиляга и, чтобы у окружающих не
создалось впечатление, что они имеют дело с алчным человеком,
расфранченный лоботряс с достоинством отвечал: - Конечно, ум!
-
Правильно, - печально заключал Акрам, - у кого чего не
хватает, тот то и берет.
"ИШ-4-2-Р"
/выходная
реприза/
Акрам
появлялся в цирке, сидя на ослике, под брюхом которого
тарахтел мотоциклетный мотор, а около хвоста был прикреплен
номер с надписью "ИШ-4-2-1". Расшифровывая загадочные буквы
и цифры, Акрам объяснял:
- "ИШ" -
ишак, "4" - четыре ноги, "2" - два уха, "1" - один хвост.
- Где ты
приобрел такого оригинального ослика? - интересовались
партнеры.
- Это не
ослик, - отвечал Акрам, - а сборная машина.
- Почему
же сборная?
- А
потому, - весело сообщал клоун, - что мотор приобрел в
Москве, а корпус - в Ташкенском зоопарке!
"ДИПЛОМИРОВАННЬЙ ОСЕЛ"
Акрам
выводил на манеж осла в очках и с портфелем на шее.
Останавливался с ним в центре арены.
-
Акрамджан, - удивленно взирали партнеры на осла, - что за
странный маскарад?
- Мой
осел, - уважительно отвечал Акрам, - хоть и осел, но
дипломированный!
- Ну и
что такого? - недоумевали партнеры.
- Как, -
поражался клоун их неосведомленности, - разве не знаете?
Когда осел с дипломом, к нему совсем другое отношение!
И,
раскланявшись с подчеркнутой почтительностью, клоун уводил
ученого осла с манежа.
"КОЛХОЗНЫЙ ШАШЛЫК"
По манежу
торжественно шел Акрам и вел за собой на веревке барана.
Партнеры спрашивали:
-
Акрамчик, что случилось?
- Я стал
чабаном, - с достоинством отвечал Юсупов.
- Это
очень хорошо. А куда барана ведешь?
- В
колхоз приехала комиссия, - разъяснял Акрам, - шестой день
расследуют пропажу овцы.
- И все
же, - настойчиво пытались выяснить партнеры, - куда ты
ведешь барана?
- Этот
уже шестой, - констатировал Акрам. - Пойдем делать шашлык, -
с грустью глядя на барана, оповещал клоун и тащил животное
туда, где видимо, заседали изголодавшиеся члены следственной
комиссии.
"БЮЛЛЕТЕНЬ"
/Гафур Гулям - автор, Н.Байкалов - реж./
На арене
выступали канатоходцы Ташкенбаевы. Исполнив ряд трюков,
артисты останавливались, чтобы передохнуть. И в эту минуту
на манеж выходил Акрам Юсупов.
Сделав
несколько шагов по арене, Акрам останавливался и принимался
удивленно рассматривать все, что окружало его. А потом,
немного освоившись, улыбался. Присмотревшись, заводил
неторопливый разговор с ведущим программу:
- Знаете,
мне нужен председатель месткома, говорят, он здесь где-то.
Ведущий
жестом указывал на мостик под самым куполом, где находились
канатоходцы. И дальше разворачивалась цепь комедийных
приключений Акрама.
- О-о! А
как туда попасть? - Акрам с неподдельным интересом
рассматривал веревочную лестницу, по которой поднимались
артисты. Затем, поразмыслив, спрашивал:
- А лифт
не работает?
Получив
отрицательный ответ, Акрам философски заключал:
- Ну
ладно, нет, так нет, что делать... - И он начинал ловко
взбираться вверх. Оказавшись на мостике, Акрам, удивленно
рассматривая группу артистов, восклицал:
- А-а,
сколько председателей здесь собралось!
Акрам
выяснял, что председатель находится не здесь, а на
противоположной стороне каната, на втором мостике. И только
он может подписать бюллетень комика и заверить его печатью.
Акрам перегибался через перила мостика и с укором говорил
ведущему:
- Вы
сказали, здесь председатель... Ведущий извинялся за свою
ошибку.
- Видали,
он ошибся, - апеллировал огорченный Акрам к зрителям. Юсупов
пытался спуститься вниз, но артисты уговаривали его перейти
на второй мостик по канату:
- Можете
добраться вот по этой дорожке.
Акрам с
удивлением осматривал канат с одной и другой стороны,
заглядывал под него. Его спрашивали:
- Да что
вы там ищете. Акрамджан?
- Что,
что, - с обидой в голосе произносил клоун. - Дорожку !
- Да вот
она! - Артисты вновь указывали на канат.
- Почему
такая тонкая дорожка? - возмущался комик. -
Это же
трамвайный провод! - И вдруг - с надеждой: - А что, у вас
трамвай ходит?
Вместо
ответа ему протягивали тяжелый шест, который обычно
используют многие эквилибристы на канате, чтобы сохранять
равновесие.
- Что, -
в голосе клоуна вновь звучали радостные нотки, - нужно
держаться за эту палку?
- Да.
-
Интересно, - радовался комик, но вдруг обнаружив, что оба
конца палки свободно болтаются в воздухе, с ужасом кричал: -
А за что же она будет держаться?!
В конце
концов Акрам Юсупов ступал на тонкую дорожку. Он шел как-то
неловко, боком, как человек, впервые оказавшийся на канате.
Но чтобы суметь так пройти, необходимо быть первоклассным
эквилибристом.
Акрам
сгибался в три погибели под тяжестью длинного шеста. Его
взгляд, фигура - все говорило о мытарствах, которые он
испытывал. Случайно Акрам делал неверный шаг и оступался. С
трудом сохранив равновесие, он уточнял у канатоходцев:
- Что,
тут ямки есть, да?
Пройдя
еще несколько метров, клоун неожиданно останавливался около
тоненького тросика, перекинутого через канат. Это растяжка,
служащая для натягивания основного каната. Клоун внимательно
разглядывал растяжку и, словно в замешательстве, топтался на
месте.
-
Акрамджан, что вы там смотрите?
- Эта
дорожка куда ведет? - спрашивал он, трогая ногой тоненький
тросик.
- Никуда.
- Мне,
мне куда идти? - испуганно вскрикивал комик, будто
заблудившись в дремучем лесу.
- Прямо!
Акрам не
спеша продвигался дальше. Затем вновь останавливался, глядел
на мостик, до которого оставалось не так далеко, и радостно
смеялся.
- Чему вы
смеетесь? - спрашивали канатоходцы.
- Уже
немножко осталось, - объяснял Акрам.
Но вот
Акрам благополучно добирался до второго мостика.
- Вы
председатель? - с неуверенностью спрашивал клоун у одного из
артистов.
- Я.
- Мне
нужно поставить печать на бюллетень, - облегченно вздохнув,
сообщал клоун и принимался искать документ.
Его
действия были, как всегда неторопливы, но эмоциональны - то
он впадал в полное отчаяние - не мог найти бюллетень, то
улыбка озаряла его лицо - нашел! А когда выяснялось, что это
не то, Акрам опять впадал в отчаяние и даже начинал
сомневаться, а была ли она вообще у него. К счастью Акрама,
бюллетень находился, и председатель, подписав его, с
сожалением сообщал, что печати у него нет. Она осталась у
секретаря, который стоит на первом мостике, а это значит -
Акраму придется возвращаться обратно. Теперь клоун
продвигался гораздо быстрее.
- Уже
привык немножко, - радостно оповещал он зрителей.
Он даже
подтрунивал над собой: - Правильно говорят, умная голова
ногам покоя не дает!
Дойдя до
мостика, Акрам находил секретаря, и теперь уже без всякой
волокиты ему ставили печать. Довольный Юсупов удалялся за
кулисы, сопровождаемый овацией зрителей.
"БОКС"
В самом
начале клоунады Юсупов играет рефери абсолютно объективным:
он строг и требует точного выполнения правил от боксирующих
клоунов. Но постепенно рефери переходит на сторону
слабейшего - К.Мусина. Беспристрастность ему изменяет. Он
радуется его хорошим ударам, подсказывает ему, огорчается
его неудачам, ввязывается в бой и, получив сокрушительный
удар, валится на носилки без сознания. Очнувшись, Юсупов
видит, что партнер К.Мусина нокаутирован. И тут рефери, как
будто ничего не случилось, поддерживая еле стоящего на ногах
победителя, поднимает его руку и торжествующе объявляет: "Победил
Мусин!"
...................................................................................................................................................................................................
Литература:
Не хочу
портить отношения - Иск. Кл. с.108
Бокс -
Иск. Кл. Арнольд - Первая встреча с.222-223
Бюллетень
- Макаров - Сов. Кл. с.159-163
Дипломированный осел - Макаров - Сов. Кл. с.165
ШИ-4-2-1
- Макаров - Сов. Кл. - с.164
Деньги
или ум? - Макаров - Сов. Кл. - с.164-165
|